Шестакова Галина Николаевна
Опыт работы по теме «Воспитание патриотических чувств у дошкольников при ознакомлении с родным городом»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3-5 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников в научно - педагогической литературе……………………………………………6-9 2. Практическая составляющая опыта……………………………………10-15 3. Результативность опыта…………………………………………………16-17 4. Список использованной литературы…………………………………….18-19 5. Приложения………………………………………………………………2
«Кто любит, ценит уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, стать подлинным ее патриотом» С.В.Михалков. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения выпали из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма. Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ:дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Известно, что дошкольное воспитание – важный период становление личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе,малой Родине, своему Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение, Федерального закона «Об образовании» о приоритете воспитания трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье. Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка соотношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке.Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Народная педагогика гласит: воспитывай ребёнка, пока он поперёк лавки лежит. После пяти лет воспитывать сложнее, после седьмого года уже складывается«психологический портрет» личности. В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществлять специальные работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности глубины и устойчивости эмоционального переживания. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве. Почему,даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается,это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том,чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использование форм, методов и приёмов педагогического воздействия. В настоящее время проблемы патриотического воспитания обозначаются на самом высоком государственном уровне. Престиж нашей страны, чувство гордости за все ее успехи, бережное отношение к историческому прошлому – главное в работе по воспитанию патриотизма подрастающего поколения. И наш педагогический долг – заронить в душу маленького человека зернышки любви к родному городу,родному Отечеству, которые позже взойдут благородными всходами и сделают из него настоящего Патриота.
Цель моего опыта работы: совершенствование уровня гражданско - патриотического воспитания средствами приобщения детей к истории родного края. Образовательный процесс, построенный на краеведческом материале, позволяет решить следующие задачи: 1. Формировать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Развивать уважения к землякам,прошлому, настоящему, культуре, достопримечательностям родного края. 2. Способствовать развитию эмоционально-ценностного отношения к семье, родному дому, семейной родословной. 3. Пробуждать интерес и любовь детей к Отечеству, к истории, традициям России, народным промыслам. 4. Развивать способность чувствовать красоту родной земли, воспитывать любовь к родным местам, ко всему что окружает ребенка с детства. 5. Формировать чувство гражданского достоинства, способствовать расширению знаний о правах человека. 6. Содействовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей. 7. Систематизировать работу с родителями по гражданско-патриотическому воспитанию.
Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников в научно - педагогической литературе. Данная проблема не нашла пока должного отражения и в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, ноне предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.Е. Комарова, Т.А. Ротанова, В.И. Логинова, Т.Н.Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева, Л.Е.Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи,как К.Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания»), С.А. Козлова, М.Ю.Новицкая («Родной дом»), Е.В.Соловьёва, Л.И.Царенко («Наследие»), О.Л. Князева(«Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Н.В. Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников»), Н.Г.Зеленова, Л.Е. Осипова («Мы живём в России») и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. В.В. Зеньковский писал: «Никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа: мы можем, однако,утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие». Современные исследователи (О.И. Ковалева, Л.В. Кокуеваи др.) в качестве основополагающего, системообразующего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.Педагог в этом процессе сам выступает как носитель культурных ценностей,являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому. При этом естественным образом меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может на себя взять ответственность «представительствовать от лица всей культуры» (Э.Н. Гусинский), то он становится соучастником процесса совместного познания окружающего мира. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям новых знаний о нем? Отбор и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития. Воспитатель так организовывает пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес,развивать их любознательность. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое и живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героизму. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства. Во время прогулок в лес, в поле, на ручей, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются не только познавательные задачи,эстетические, но и, в конечном счете, и нравственные. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдение окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. Работа по патриотическому воспитанию связана и с физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти сильными, ловкими,здоровыми. Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью, в словах В.А.Сухомлинского «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия,могущества Родины приходит к человечеству постепенно и имеет своими истокам и красоту» точно отражается специфика и суть работы педагогического коллектив адетских садов в работе патриотического воспитания детей дошкольного возраста.Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является и егоучастие в общественно полезном труде, и гражданская ответственность родителей иблизких.Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям начальные представления онашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Старший дошкольный возраст, всилу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще неутраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотическихчувств. Для общества патриотическое воспитание дошкольников - это фундамент какраз того поликультурного пространства, созданиекоторого предусматривается программой правительства. Воспитатель должен с уважением относиться к каждомуребенку и в процессе игр, праздников, интересных занятий формировать чувстволюбви к родному краю. Современные требования к обучению дошкольников должныобеспечить максимальную активность детей в преобладающем самостоятельномпроцессе познания, сочетание коллективных и индивидуальных форм организациидетей в ознакомлении с родным краем. Важнейшие педагогические принципывоспитания – сотворчество детей, родителей, педагогов, опора наэмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения (М. Ю. Новицкая).Отсюда – цель работы моей группы – поиск конструктивных форм взаимодействия,сотворчества между всеми участниками педагогического процесса в решении задачзнакомства детей с краем, городом, земляками, используя личностно-ориентированнуюмодель, субъект – субъектную форму общения между детьми и взрослыми. Итак, формирование у дошкольников любви к своейРодине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логическойвзаимосвязи разных сторонэтого процесса, а также вовзаимосвязи различных средств и методов воспитания. Важнейшим средствомпедагогического воздействия при формировании патриотических чувств удошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности.Они видят, как люди трудятся, как оценивают этот труд окружающие, как они выражаютсвое уважение к тем, кто хорошо работает. Большое значение для патриотическоговоспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как бытьпатриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действоватьна ее благо. В последние годы идет переосмыслениесущности патриотического воспитания; идея воспитания патриотизма игражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становитсязадачей государственной важности. Чрезвычайно важным в аспекте исследуемойпроблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимоначинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно –нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления механизмов социальнойадаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально– психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия оченьярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь,что очень важно в воспитании патриотизма. На каждом возрастном этапе проявленияпатриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. В периодстаршего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы иблагородные чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его сосвоим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке народа, которыйусваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях ородном крае, о труде, обычаях людей, среди которых он живет. Современныеисследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных ипедагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольниковрассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается навоспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Моя малая Родина... У каждогочеловека, она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая напротяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — все! Любой край, где бы человек ни жил,неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Базовым этапом формирования у детей любви кРодине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоениепринятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру егокультуры. Практическаясоставляющая опыта Цель моейпедагогической работы - зажечь искорки любви к родному городу, его истории икультуре. Длядостижения данной цели я определила следующие задачи: -развиватьу детей эмоционально - ценностное отношение к своей малой родине; -формироватьинтерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому , умение видеть историювокруг себя, воспитывать уважение и гордость к родному городу; -познакомитьдетей с культурным наследием; -предоставитьвозможность дошкольникам почувствоватьсебя маленькими горожанами, участниками жизни города; -Создать, развивающую культурно – образовательную среду в группе и дошкольном учреждении; -просвещать родителей через детей, оказывать личныйпример своим детям, приобщая их посильно беречь и приумножать богатство родногогорода. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краюимеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своейулицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Конечно,начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детейтёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен бытьнаполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь своспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, роднойсемье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать болеесложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Вяземский имеет богатую историю, которую должны знатьнаши дети. За последние годы наш город преобразился: стали чистыми и наряднымиулицы, стали благоустраиваться дворы и детские площадки, появилось много новыхзеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Я стремлюсь к тому, чтобы моивоспитанники увидели красоту родного города, преобразования, происходящие в немкаждый год, гордились своей малой родиной. Хочу показать детям, что родной город славен своейисторией, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Перед тем как приступить к планированиюработы, мною было проведено анкетирование родителей и организованы беседы сдетьми по выявлению уровня знаний о родном городе. Свою работу я выстроила внескольких направлениях: 1. Ознакомилась с литературой с цельюповышения своих знаний. 2. Провела устное анкетированиеродителей: — Беседуете ли вы со своим ребенком о городеВяземском, об его истории? —В каких местах города вы любите бывать сосвоим ребенком? —Какие книги есть в вашем доме о Хабаровскомкрае, других городах? Из бесед с родителями выяснила, чтомногие из них сами мало где бывают с детьми. 3. Провела диагностику знаний детей потеме «Знакомство с родным городом». Диагностическаякарта для детей старшей группы включила в себя следующий объем знаний ипредставлений: · Названиекрая. · Освоениекрая. · Реки,города края. · Названиегорода, в честь кого он назван. · Предприятиягорода. · Предприятия,где работают родители. · Названиеулицы, на которой живет твоя семья. · Названиеулицы, где расположен детский сад. · Памятникии площади (Приложение№1). Диагностика показала, чтознания детей очень ограничены. Мной были выявлены следующиепроблемы: -дети недостаточновладеют информацией о родном городе; -удошкольников отсутствует гордость за свой родной город, они не осознаютсвою гражданскую принадлежность; -родители неуделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников; - отсутствуетединая система ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольников и их родителей. Наличие этихпроблем, побудило меня включиться в последовательную, поэтапную работу сдетьми средней, старшей, подготовительной к школе группы поформированию их патриотических чувств через ознакомление с роднымгородом. Я поставила перед собой следующиезадачи: 1.Теснееработать с родителями. 1.Дополнить развивающую среду в группе. 2.Организовыватьс детьми экскурсии по городу, в музей, на выставки. Работу по проектированию культурно – образовательнойсреды группы осуществляю исходя из естественной социокультурной ситуации,сложившейся в настоящее время в регионе. Отсюда и основное требование –максимальная представленность всех основных элементов, включая как природные,так и культурасообразные компоненты, отражающие современную социокультурнуюситуацию. Мною была организована соответствующая развивающая среда. В группесозданы условия для проявления детскойфантазии и инициативы (раскраски «Мой дом», подборка народных сказок, коллекцияаудиокассет со стихами, видеофильмы (Приложение№ 2). В нравственно-патриотическомвоспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близкихлюдей. Знакомясь с родным городом, егодостопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенныйвременной период, в определенных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировойкультуры. Я стараюсь соблюдать приоритетностьрегионального культурного наследия. В соответствии с этим мною подобран материало городе Вяземском, включающий как сведения об историческом прошлом, так и осовременном культурном облике родного города. Содержание отражено фотографиями, альбомами испециальной литературой (художественной, справочно-информационной, детской) (Приложение№ 3). В основу моей работы легли следующие принципы: 1. Принцип историзма: я реализую егопутем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сведений к двумисторическим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). 2. Принцип гуманизации: я ориентируюсьна понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству. Я встаю напозиции ребенка, не игнорирую его чувства и эмоции, вижу в ребенкеполноправного партнера. Опираюсь на эмоционально – чувственную сферу ребенка и развитиеего в деятельности. Впечатления о родном крае дети отражают в своих рисунках ив совместных с родителями работах (Приложение № 4). 3. Принцип дифференциации: я стараюсьсоздать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессеполучения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленногоим опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы. 4. Принцип интегративности: реализую этот принцип в сотрудничестве ссемьей, библиотекой, историко-краеведческим музеем, школой. При ознакомлениидошкольников с историко-культурными особенностями сочетаю разные видыдеятельности. 5. Принципнаглядности: я использую иллюстрации, альбомы, книги, фотографии о родномгороде. В образовательной деятельности за основуя взяла блочно – тематический подход,который выражается в том, что содержание знаний концентрируется в темах:«Знаменитые люди города», «Наш детский сад», «Достопримечательности родногогорода», «Улицы нашего города». С учетом возрастных особенностей яотобрала наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала.Так, если в младшей и средней группах были представлены альбомы из ближайшегоокружения, то в старшем дошкольном возрасте тематика уже расширена: «Промышленность»,«Памятники». На конкретных фактах из жизни старшихчленов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, ихфронтовых и трудовых подвигов) считаю необходимым прививать такие важные понятия, как «долг перед Родиной»«любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка кпониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своихгероев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названияхгородов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Свою работу я провожу по 2 направлениям:работа с детьми и работа с родителями. Работа с детьми включает в себя экскурсии,путешествия по родному городу на занятиях; игры для закрепления знаний ивпечатлений. Центральным звеном в макросреде познакомству с родным городом являются экскурсии. На них дети получают знания о родномгороде, крае, обогащали знания о труделюдей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и совзрослыми. Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть,чем сто раз услышать», я построила свою работу с дошкольниками в формепутешествий по родному городу. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомымдетям местам, мы любуемся красотой города, узнаем много нового о нем, учимсяберечь и любить свою малую Родину. Все прогулки и путешествия яорганизовываю в определенной последовательности, действуя по принципу - отпростого к сложному; от знакомого - к неизвестному. Путешествия наши начинаютсяс территории детского сада. Мы рассматриваем здание детского сада, особенности егостроения, оборудование детских площадок. Затем мы рассматриваем двор жилогодома, по возможности наблюдаем за работой дворника и машин - помощников:мусоровоза, трактора. Решаем, как можно сделать двор красивее, чище, когопопросить помочь в этом. Такие беседы помогают мне воспитывать у дошкольниковактивную гражданскую позицию. Очень понравилась детям целевая прогулкав парк, расположенный в центре города. Мои воспитанники с восторгомрассматривали в парке красиво и с фантазией оформленные цветущие клумбы,которые приготовили жители ко Днюгорода. Мы беседовали о правилах поведения в парке настоящих горожан, выясняли,сколько труда вложено в строительство этого места отдыха, учились уважать иценить труд людей и, конечно же, любовались этой красотой, от которой городстал еще краше (Приложение № 5). Свои путешествия по городу мы продолжалии в организованной деятельности, которая была взаимосвязана с экскурсиями,дополняла и обогащала их (Приложение № 6). Чтобы правильно дозировать познавательныйматериал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различногорода сведениями я проводила все занятия в определенной последовательности:настоящее города; город в прошлом; из чего состоит наш город; город в котороммы живем. Для активизации познавательной активности, для развития мышления ивоображения, на каждом занятии я использовала элементы ТРИЗ. На первом занятиимы путешествовали по знакомым детям родным местам, выясняли значение слов«родной», «Родина». В игре «Выбери меня» закрепляла представления детей озданиях города, учила детей анализировать отношения между знакомыми понятиями (например,школа - ученик, больница - больной и т.д.). Прием эмпатии дал возможность учитьдетей беречь общественное, воспитывать элементы гражданственности. Например,«Ты грязная скамейка, о чем ты мечтаешь?» Саша - «Чтобы меня вымыл дождик,чтобы на меня не ставили ноги, чтобы об меня не очищали грязную обувь». Следующим было путешествие висторическое прошлое нашего города. Занятия по этой теме представлялинаибольшую трудность, так как наглядного материала практически не было, чтобыпреподнести знания доступно, интересно. Путешествие в прошлое я начинаю с игры«Что в круге?», а затем всю историю показываю по «волшебному телевизору», спомощью которого дети могут наглядно и в игровой форме познакомиться систорическим происхождением нашего города. Продолжением данной работы являетсязнакомство детей с другими городами, со столицей нашей Родины, с гимном, флагоми гербом государства. С символикой города я познакомила детей на занятии «Гербнашего города». Занятие я начала с рассказа о том, что такое герб. А затем спомощью наводящих вопросов дошкольники смогли разобраться в значении символов,изображенных на гербе. Закрепить знания наилучшим образом помогли следующиеигры, сделанные мной: «Найди герб нашего города среди других», «Сложи герб попамяти». Путешествие в прошлое завершилось итоговым занятием «Наш город -древний», которое я провела в форме викторины, включающей в себя задания и игры(Приложение № 7). Чтобы занятие «Части города» былоинтересным, чтобы дети были активными участниками, а не пассивными слушателями,я построила его полностью на приемах ТРИЗ. Так, с помощью приема «дробления иобъединения» дошкольники смогли понять, из каких частей состоит наш город… Игра«Часть - целое» помогла понять детям, что все является частичкой чего-то, чтовсе взаимосвязано. Например, дом - это частица микрорайона, а микрорайон -частица города, а город - часть страны и так далее. Использование на занятиилжезагадки помогло мне развить у детей аналитическое мышление, умение находитьвыход в сложных ситуациях, аргументировать свои ответы, тем самым я смоглапроверить знания детей. 25 ноября 2017 в 05:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.